Что такое кодификация? Как правило, этот термин связывается со сферой законодательства. И это соответствует действительному положению вещей. Однако на самом деле такое понимание является однобоким. Так как данное понятие используется и в других областях человеческой деятельности. Подробнее о том, что такое кодификация, будет рассказано в статье.
Словарное определение
Там можно найти несколько толкования понятия «кодификация».
Одно из них имеет пометку «лингвистическое» и говорит о том, что это процесс и результат упорядочения языковых норм, фиксация их в специальной литературе.
Другое сопровождается пометкой «юридическое» и обозначает объединение законов и их систематизацию в соответствии с отдельными отраслями права.
В общем значении кодификация – это упорядочивание какого-нибудь текста, внесение в него новой нумерации частей, разделение на главы и подглавы, параграфы, пункты и подпункты. Это, в числе прочего, делают для того, чтобы облегчить цитирование и ссылки во время работы с текстом. В истории разных древних и современных текстов она играет прогрессивную роль. Используется на постоянной основе при составлении дайджестов, журналов, книг.
Этимология
Пониманию того, что такое кодификация, может способствовать рассмотрение этимологии слова. Оно происходит от новолатинского глагола codificatio, который образован от двух латинских слов. Первое из них – это существительное codex, которое первоначально обозначало книгу. Второе – это глагол facere, значение которого – делать. То есть, буквально изучаемый термин обозначает «составление книги».
Ниже будут рассмотрены некоторые виды кодификации.
В юриспруденции
Кодификация законодательства в юриспруденции представляет собой один из способов систематизации, состоящей из существенной переработки, изменения и обновления норм права в какой-либо его отрасли или же подотрасли и последующем принятии нового акта, кодифицированного. Здесь речь идет о:
- сводах законов;
- кодексах;
- основах законодательства;
- уставах;
- регламентах;
- положениях.
Кодифицированный акт отличает качественная новизна правовых положений, которые он содержит. Это уже новый акт и по форме, и по характеру, и по нормативно-правовому содержанию.
Некоторые из них, как, например, кодексы – гражданский, семейный, уголовный, – являются общеотраслевыми и содержат в себе главные нормы соответствующей правовой отрасли в полном объеме.
В других объединены нормы, относящиеся к какой-либо подотрасли, к ним относятся, например, такие кодексы, как бюджетный, таможенный, или уставы – железных дорог, патрульно-постовой службы.
Кодификация как вид систематизации права всегда имеет официальный характер. Во время ее проведения отбрасывается часть нормативно-правового материала, который к этому моменту уже является устаревшим.
Отдельные части нормативных документов увязываются друг с другом и внутри себя и рубрицируются. Структура кодифицированного акта формируется совместно с сопутствующим ей специфическим содержанием.
Отдельными признаками кодификации являются следующие:
- Она проводится только специальными правотворческими организациями, компетентными в данной области, уполномоченными на то конституцией или другими законами.
- По своей сути она является деятельностью, направленной на формирование нового нормативно-правового документа, включающего те, что определенно отличаются от действовавших раньше.
- После кодификации документ является сводным актом, соединяющим нормы разрозненных актов, регулирующих те же самые общественные отношения, в одно целое.
В данной правовой отрасли кодифицированный акт является основным, как, например, Земельный кодекс в земельном праве, а Трудовой – в трудовом.
Такие акты рассчитаны на то, чтобы регулировать общественные отношения в продолжение длительного периода.
Кроме кодификации законов, существует подобная систематизация и других источников.
В религии и философии
В этих отраслях можно привести такие примеры, как кодификация:
- Библии.
- Галахи (иудейское право).
- Корана.
- Трудов Платона и Аристотеля.
- Маджалла (самая крупная кодификация мусульманского права).
В продолжение изучения вопроса о том, что такое кодификация, некоторые из них будут рассмотрены ниже.
Кодификация Священного Писания
В истории религии кодификация – это упорядочение конфессиональных книг, которое проводится церковными авторитетами, а затем принимается и одобряется церковью. В нее включаются два уровня упорядочения – «микро» и «макро».
На первом из них проверяется «правильность» текстов. То есть их языковой ткани – слов и высказываний их составляющих, их очередности.
На втором устанавливается «правильный» список (состав) текстов, то есть тех произведений, что образуют канон.
Кодификация Библии
В кодификации библейских книг (объединении законодательных писаний Ветхого Завета и их торжественном провозглашении религиозно-гражданским уставом общины) выделяется четыре первых этапа:
Во время заключения Завета с Богом у горы Синай, о чем сказано в книге Исход. Принятый в этом случае объем писаний неизвестен. Как считает большинство экзегетов (толкователей библейских текстов), Моисеем был кодифицирован Декалог (Десять заповедей) или же Декалог и Книга Завета. Последняя – это книга, написанная Моисеем по велению Бога, содержащая обязательства, которые взял на себя Израиль при заключении завета. А также – разъяснения к Десяти заповедям и указания, как их выполнять. Книга Завета – текст, расположенный между Десятью заповедями. Здесь приведен длинный перечень законов, регулирующих самые разные стороны повседневной жизни народа Израиля.
Повторение кодификации. Закон у Сихема, который был провозглашен, когда Иисус Навин заключил союз с народом по завету Моисея. Навин еще раз объявил законы, установленные Богом. Объем писаний также неизвестен. Отражение – во Второзаконии и книге Иисуса Навина.
Кодификация «Книги Закона», найденной в Храме в 621 году до н. э. при царе Иосии. По-видимому, «Книга Закона» соответствовала Второзаконию или же его части.
Возобновление Завета в 5 веке до н. э., во времена Ездры, а также кодификация Ездрой всего Пятикнижия Отражается в книге Ездры.
В дальнейшем кодификация совпадала с канонизацией библейских книг. О единовременном акте канонизации всего Писания в древности сведений не имеется.
Кодификация закона
Такое понятие существует в иудейском праве. Как уже было сказано выше, кодификацией законодательства называют деятельность, которая направлена на составление свода всех законов, объединенного и упорядоченного. Он должен заменять все предшествующие, но при этом иметь систематическую и усовершенствованную форму.
Интересным фактом является то, что такое определение относится к очень небольшому количеству еврейских кодексов, а вернее, первая его часть. А вот вторая, напротив, касается очень многих. Дело в том, что такой еврейский термин, как «закон», вмещает в себя намного больше, чем это слово значит в общепринятом смысле.
Так, слово «Тора» (на иврите буквально «закон», «учение») в Пятикнижии означает полное собрание всех норм и предписаний, запрещений и заповедей, которые считались авторитетными. Такими их делало их божественное происхождение, независимо от того, какие именно это были законы – нравственные, судебные решения или обычаи.
В последующую эпоху Талмуда точно так же каждая из норм или поучений, содержащихся в Библии, именовалась «мицва», что значит предписание, данное Богом, которое вследствие этого считается обязательным.
Как следствие, в еврейских кодексах содержится не только юриспруденция, но и теология, этика, обряды. И лишь некоторые из кодексов вмещают в себя весь закон в полном объеме.
Кодификация Корана
Она представляет собой следующую интересную историю. Среди мусульман принято считать, что во время получения аятов (стихи, являющиеся единицами откровения) пророк Мухаммед вызвал своих помощников и показал им, какой из аятов и в какое именно место какой суры требуется вписать.
Затем он стал читать аяты своим соратникам, и те приступили к их заучиванию. Таким путем аяты Корана были сохранены двумя способами – и с помощью записи, и с помощью заучивания наизусть.
Как известно, ниспослание новых аятов Корана происходило в продолжение всей жизни пророка, поэтому в единую книгу он был собран уже после смерти Мухаммеда.
После этого печального события Абу Бакр, который был первым халифом, призвал к себе самых лучших знатоков священной книги и дал поручение одному из них. Это был Зейд ибн Сабит, он состоял при пророке Мухаммеде в качестве личного писца в последние годы. Это поручение состояло в том, чтобы была создана комиссия в составе знатоков Корана для собирания воедино всех его частей.
В итоге она собрала все имеющиеся разрозненные записи. Они были сделаны на самых различных материалах, которые в то время использовались для письма, таких, как кости, камни, кожа, пальмовые листья.
Все это было заново пересмотрено самым тщательным образом и записано на отдельных листках. Так был составлен первый экземпляр Корана. Позже третий халиф Усман ибн Аффан приказал размножить его, и в шести экземплярах его разослали в разные области халифата.
Кодификация римского права
В ней можно выделить следующие этапы:
- В 3 веке н. э. появляется Кодекс грегорианцев, состоявший из 14 книг. Он вмещал в себя конституции императоров – от Адриана до Диоклетиана.
- В начале 4 века кодекс Гермогенианус дополняет предыдущий и содержит конституции до Константина в первой книге. На основе работ Ульпиана разработан учебник, представлявший собой сочинения Павла, которые были переработаны и получили название Сентенций.
- 1-я половина 5 века – начало официальной кодификации, ее итог — Кодекс Феодосия из 16 книг с конституциями, начиная от Константина.
- Начало 6 века – всеобъемлющая кодификация права Юстинианом, основанная на новых принципах, которые отражают высокий уровень права и юридической науки. Кодекс Юстиниана создан комиссией из десяти выдающихся юристов под началом Трибониана, состоит из 12 книг.